ROCK_IN_ROCK (blues_in_rock) wrote,
ROCK_IN_ROCK
blues_in_rock

Category:

Dire Straits. "Султаны Свинга". История создания шедевра.

Рассказывает басист Dire Straits Джон Иллсли








В шесть вечера 13 июля 1985 года Dire Straits вышли на сцену стадиона «Уэмбли» на концерте «Live Aid», чтобы сыграть для всемирной телеаудитории, достигавшей умопомрачительных 1,9 миллиарда зрителей. Их место в лайнапе было между U2 и Queen; они начали с «Money For Nothing» (где к ним присоединился Стинг), а затем выдали эпическую версию песни, сделавшей их суперзвездами: «Sultans OfSwing»

«Это особенное чувство — быть частью чего-то столь необычного, — вспоминает Джон Иллсли. --Концерт Live Aid стал уникальной привилегией для каждого из нас. Изумительные воспоминания».

Статус мегазвезд MTV противоречит до абсурдного скромным истокам песни «Sultans Of Swing».





Марк Нопфлер написал ее в 1977-ом, посетив одним дождливым вечером пустынный паб, где играл один безнадежный джаз-бэнд. Несмотря на отсутствие как таланта, так и слушателей, их вокалист закончил выступление с умеренным энтузиазмом: «Спасибо и доброй вам ночи. Вы слушали Султанов Свинга».

Во всяком случае, Нопфлер вышел из бара, имея зародыш будущей идеи. Вернувшись в квартиру в Дептфорде, которую он делил с младшим братом Дэвидом и Иллсли, он сел писать песню для группы, которую они только что создали.

«Наш бюджет был крайне скуден, мы даже не могли заплатить за газ,
говорит Иллсли, добавляя, что название Dire Straits не появилось просто так, из ниоткуда. — Первый раз я услышал Марка, играющего Sultans Of Swing, в той квартире, но тогда она звучала совсем иначе».

Даже Нопфлер думал, что ей не хватает искры. Но в ней появился еле тлеющий блюзовый грув — после того, как он скопил достаточно денег и купил «Стратокастер» 1961 года.

Вспоминает Иллсли: «Однажды он сказал мне: „Помнишь песню, с которой я недавно возился? Я полностью переделал структуру аккордов“. Он сыграл ее, и прозвучала она весьма неплохо. Все невероятно просто, интригует именно манера исполнения. Качающий ритм, очень простые бас и барабаны. Ну и конечно, история. Давайте скажем прямо – у всех хороших песен есть история»




«Sultans Of Swing»— это пересказ Нопфлером событий того вечера. За окном идет дождь, оркестр играет диксиленд. Днем Гарри работает, но сейчас он весь отдан музыке. Как и Гитарный Джордж, знающий все аккорды: «Но этот четкий ритм/Не хочет он, чтоб плакал он иль пел/Ведь он может раздобыть лишь старую гитару/Когда выходит в света круг, ее сыграть». Одновременно в углу дурачится стайка подростков: «Изрядно выпив, в своих лучших коричневых штанах и на платформе башмаках/Им плевать на группы, где играют на трубе/Это ведь не то, что рок-н-роллом назовут». Примерно такое воспоминание о нетрезвой и неблагодарной барной публике 70-х и ожидаешь услышать.

Продолжая безнадежные попытки заключить контракт с лейблом, Dire Straits арендовали крошечную восьмитрековую студию. А затем отнесли получившееся демо из 5 песен диджею Radio London Чарли Джиллету.





«Чарли был в абсолютном восторге, — вспоминает Иллсли. — Он сказал в эфире: „Я буду ставить это снова и снова до тех пор, пока кто-нибудь не заметит эту группу, и это было, как мне казалось, довольно прямолинейное обращение.
И, к счастью, группу заметили. В те времена один радио-диджей действительно имел влияние».

Теперь, когда «Sultans Of Swing» была в постоянной ротации, рекорд-лейблы стали замечать эту разухабистую блюз-роковую песню о бездарной джазовой группе. Через два месяца Dire Straits подписали контракт с Phonogram. Затем они были допущены в Basing Street Studios для записи дебютного альбома под присмотром продюсера Маффа Винвуда и звукоинженера Рэтта Дейвиса. Но, по словам Иллсли, «возникла проблема-мы не могли заставить «Sultans Of Swing» звучать так же хорошо, как на демо. В какой-то момент даже мы думали, что именно демо-версия выйдет на сингле». Однако в конце концов ее записали так, что понравилось всем.

Вышедшая в мае 1978 «Sultans Of Swing» в Британии не прогремела. Но затем, будто бы случайно, все стало меняться. Одноименный альбом вышел в октябре. Продавался он медленно, хотя быстро стал золотым в Голландии. «Мне позвонили из рекорд-компании, сказав, что мы продали 25 тысяч копий, — вспоминает Иллсли. — Затем альбом дошел до Штатов и стал раскручиваться там. Радиостанции играли практически постоянно. Из-за успеха в Америке альбом снова выпустили в Британии, что было очень необычно. И он пошел в массы, как лесной пожар».

К началу 1979 года сингл вошел в топ-10 по обе стороны Атлантики — как и альбом, чья невзыскательная эстетика и умело написанные песни, как бы вне времени, в союзе с фронтменом, звучавшим как нечто среднее между Джей Джей Кейлом и Бобом Диланом, привели к продажам, превысившим семь миллионов экземпляров. Внезапно Нопфлера стали воспринимать как величайшего британского гитариста со времен Эрика Клэптона. Откликнулся даже Дилан, позвавший Нопфлера и барабанщика Dire Straits Пика Уитерса на запись «Slow Train Coming».




Dire Straits стали одной из самых успешных британских групп 8о-х. К 1992 году, когда они повесили гитары на гвоздь, они продали более 120 миллионов пластинок и заполнили свои каминные полки массой статуэток премий Grammy и Brit.

«Можно сказать, что все началось с «Sultans Of Swing», — размышляет Илл-сли. — Она сыграла огромную роль. Стала катализатором, движущей силой нашей последующей жизни. Говорят, нам повезло, но я отвечаю: „Ну хорошо, а что такое, собственно, удача?“ Дело в том, что песня была превосходная, группа играла очень хорошо и очень много работала. А единственный путь чего-то добиться — быть преданным своему делу. Когда что-то подобное случается с тобой, это просто фантастика. Да, это было нечто!»




Tags: dire straits
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

Recent Posts from This Journal